Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Эскадренный миноносец проекта 60
[[Image:|285px|Изображение]]
Классификация: Эскадренный миноносец
Водоизмещение: 6 000 тонн
Экипаж: 340 чел.
Введён в состав флота: 1961 год
Производитель: СССР, Германия, Италия
Годы производства: 1959-1969 года
Годы эксплуатации: 1961-1990-е года
Количество выпущенных единиц: 61

Эскадренные миноносцы проекта 60, также известные как типа «Неустрашимый» - тип эскадренных миноносцев, строившихся для флотов СССР, Германии, Италии и Кореи в конце 1950-х и 1960-х годах. Эскадренные миноносцы проекта 60 стали первыми советскими кораблями изначально спроектированные под использование ракетного оружия.

Назначение

Основные боевые задачи перед эскадренными миноносцами проекта 60 былы:

  • Противовоздушная и противоракетная оборона авианосных и корабельных ударных групп, флотских соединений, конвоев или отдельных кораблей

Второстепенными задачами кораблей этого типа являются

  • Борьба с ПЛ и надводными кораблями противника
  • Обеспечение морской блокады тех или иных районов
  • Артиллерийская поддержка десантных операций
  • Слежение за кораблями противника
  • Участие в поисково-спасательных операциях

История создания

В первой половине 1950-х годов в Советском Союзе началась разработка новой программы строительства флота рассчитанная на пятнадцать лет, с 1960 по 1975 год. К этому времени, в состав советского флота уже вступили первые тяжёлые ударные авианосцы, которые нуждались в лучшем прикрытие, чем могла обеспечить зенитная артиллерия новейших эсминцев. Единственным верным решением для обеспечения должной защиты авианосцев и других крупных кораблей или флотских соединений, были зенитные ракеты. Кроме этого, не имея возможность создать сравнимые по корабельному составу силы с флотом США и его союзников, советские адмиралы желали достичь успеха за счёт новейших технических достижений. Советские адмиралы хотели получить корабль, который не только бы осуществлял функции противовоздушной обороны, но также мог вести борьбу с надводными корабля и подводными лодками, а также осуществлять поддержку тактического десанта.

Официально, работа по созданию нового проекта начались в начале 1954 года, хотя на деле, различные системы корабля начали создавать значительно раньше. Германия и Италия оказались заинтересованы в пополнение своих флотов новыми кораблями, и поэтому приняли участие в развитие проекта, благо часть систем корабля проектировалась при участии немецких и итальянских предприятий. Требование флота к кораблю были очень высоки, что потребовало приложение огромных усилий инженеров и конструкторов при его создание. Ещё более серьёзные усилия прилагали в промышленности, так как для постройки новых кораблей требовалось освоение целого ряда новых производств и повышения уровня качества самого производственного процесса. Фактически, для строительства кораблей в рамках программы «Океан-75», в которую было включено строительство кораблей проекта 60, советская судостроительная промышленность, была вынуждена произвести серьёзную модернизацию. Как выяснилось позже, СССР смог приобрести на «Западе» оборудование, запрещённое для продажи в социалистические страны, которое он использовал при модернизации судостроительной промышленности.

Строительство первых эскадренных миноносцев проекта 60 началось в 1959 году, а строительство последнего корабля проекта было закончено в 1969 году. Всего было построено 61 корабль данного проекта: 37 для советского флота (включая замену для погибшего эсминца «Неустрашимый»), 12 для Германии, и по 6 для Италии и Кореи.

Конструкция

Главные размерения эскадренных миноносцев характеризовались следующими значениями. Длина корабля - 145 метров, ширина - 15,5 метров, осадка - 4,9 метров . Стандартное водоизмещение - 4500 тонн, полное - 6000 тонн.

Корпус и надстройка

Корпус корабля выполнен практически полностью из высокопрочной стали, полностью сварной, с удлинённым полубаком, клиперским носом и транцевой кормой. Обводы корпуса оптимизированы с учётом уменьшения сопротивления воды, уменьшению бортовой и килевой качки, а также обеспечения незаливаемости при волнении до 6-7 баллов. Корабли данного проекта также оснащены системами стабилизации качки на волнении (скуловыми килями) протяжённостью около 25 % длины корпуса. В подкильном бульбе, расположенном в носовой части корпуса, находится антенна гидроакустического комплекса «Мурена».

Корпуса кораблей разделены с учётом рациональности водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеют двойное дно на всём своём протяжении. Через весь корабль проходят две непрерывные палубы, не считая верхней. В нижних палубах имеется сквозной проход, позволяющий экипажу занимать боевые посты, не выходя для этого на верхнюю палубу.

На кораблях данного проекта впервые в советских надводных кораблях стали активно использовать различные шумопоглощающие устройства и покрытия, а также малошумное энергетическое оборудование. Для снижения уровня собственных помех работе гидроакустической станции в бульбовом обтекателе смонтирован звукоизолирующий коффердам. Для снижения акустического поля корабля используется система шумоподавления «Эхо».

В результате создания, архитектура надстроек корабля была выполнена с острыми углами, а также с использованием радиопоглощающих материалов, что снижало эффективную площадь рассеяния. В целях уменьшения теплового поля, дымовые трубы корабля оснащены специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом.

Корабли строятся секционный методом, что облегчает и ускоряет процесс строительства корабля. Полный процесс строительства корабля, от закладки до введения в строй, занимает в среднем 30 месяцев.

Энергетическая установка

Эсминцы проекта 60 имели в качестве главной энергетической установки агрегат из четырёх газотурбинных двигателей производства «Южного турбинного завода» общей мощностью 80 000 л.с. ГЭУ занимает четыре отсека и размещена эшелонированно в двух машинных отделениях, разделённых двумя отсеками вспомогательных механизмов. Главная энергетическая установка является всережимной, с винтами фиксированного шага. ГЭУ обеспечивала максимальную скорость кораблю в 33 узла и дальность плавания в 4500 миль при на экономичном ходу.

Наличие автоматизации управления позволяет одному оператору управлять всей ГЭУ и вспомогательным оборудованием из центрального поста управления. Система управления способна обеспечивать автоматический контроль и блокировку, предотвращающую возможные аварии, вызванные неисправностями двигателей и другого энергетического оборудования, может автоматически включать резервное оборудование для поддержания постоянного режима работы.

Применение газотурбинных двигателей позволило снизить массу главной энергетической установки и повысить её экономичность.

Вспомогательные системы и оборудование

Жилые и служебные помещения, посты и погреба боезапаса оборудованы системой кондиционирования воздуха, которая обеспечивает условия обитаемости корабля, жизнедеятельность экипажа и его работоспособность при температуре наружного воздуха от −30°C до +40 °C.

Вооружение

Радиоэлектронное вооружение

Корабля проекта 60 имели весьма развитое радиоэлектронное вооружение, что показывало о весьма значительном прогрессе в советской радиоэлектронной промышленности.

Для обнаружения воздушных целей на большой дистанции, использовался двухкоординатный радар воздушного обнаружения «Сфера», которая обеспечивала обнаружение воздушных целей на дистанции до 450 км. Для отслеживания и сопровождения обнаруженных целей использовалась трехкоординатная РЛС «Захват» с фазированной антенной решеткой. Она позволяла сопровождать цель на дистанции до 300 км, снабжая информацией СУО корабля.

Для навигации, обнаружения и сопровождения надводных целей использовался радар «Курс» обеспечивающий обнаружение морских целей на дистанции до 50 км. В в некоторых случаях радар обеспечивал обнаружение и сопровождение воздушных целей.

Управление ракетным оружием корабля осуществлялось при помощи системы управления «Ятаган». Система управления «Ятаган» имела две двухканальных стрельбовых РЛС «Атака», обеспечивающих одновременных обстрел четырёх целей любым количеством зенитных ракет.

Для обеспечения использования артиллерии на корабле были установлены системы управления огнём «Турель-У», которая обеспечивала прицельное ведение огня из артустановки АК-2-130 по надводным, наземным и воздушным целям. Для использования АК-6-30 предназначались две станции управления огнём «Турель-З», обеспечивающих ведение огня по воздушным и малоразмерным надводным целям.

Для противолодочной обороны на корабле имеется гидроакустический комплекс «Мурена» обеспечивающий обнаружение подводных лодок на дистанции до 10 км, а торпед и мин до 2 км, на глубине до 450 метров.

Для проведения радиоэлектронной разведки и противодействия, корабли оснащались комплектом РЭБ «Шум», выполняющих задачи обнаружения радиоизлучения противника и определения параметров такового, и систему активных постановщиков помех, позволяющих ставить как шумовые помехи, так и прицельные по конкретным параметрам. Также на корабле установлены две четырёхтрубных пусковых установки постановщика помех для выстреливания дипольных отражателей и инфракрасных помех с целью защиты от самонаводящихся противокорабельных ракет.

БИУС «Обзор» - боевая информационно-управляющая система обеспечивающая автоматизированную обработку информации поступающих со всех систем обнаружения корабля, координацию работы корабельных средств освещения обстановки и отображения её на планшетах. Система значительно сократила время необходимую на обработку поступающей информации, тем самым уменьшив время реакция, а также исключила вероятность ошибки человеческого фактора.

Ракетное вооружение

На кораблях проекта 60 были установлены две пусковые установки СК-10. ПУ СК-10 состоит из трёх основных модулей: ракетного магазина на 30 ракет в подпалубном пространстве, средств управления пуском и наводимой пусковой установки балочного типа с двумя направляющими. ПУ СК-10 характеризуется компактностью, малым временем реакции, а также обеспечивает самотестирование и обнаружение неисправностей.

ПУ СК-10 создана с расчётом на использование различной номенклатуры ракет. В их число входили: зенитная управляемая ракета «Редут-1С» с дальностью поражения воздушных целей в 45 км; дозвуковая низколетящая противокорабельная ракета Х-13 с дальностью полёта в 80 км; противолодочная управляемая ракета «Водопад», позволяющая поражать подводные лодки противника на дистанции до 15 км при помощи 400-мм малогабаритной противолодочной торпеды или ядерной глубинной бомбы мощностью от 1 до 20 кт.

Суммарный ракетный арсенал корабля составлял 60 единиц, который мог комплектоваться под конкретную задачу. Стандартный комплект вооружения корабля состоит из 42 ЗУР, 10 ПКР и 8 ПЛУР.

Артиллерийское вооружение

Основным артиллерийским вооружением кораблей проекта 60 является 130-мм двухорудийная автоматическая универсальная корабельная артиллерийская установка АК-2-130. Дальность стрельбы по горизонту - 25 км, по высоте - 15 км, максимальная скорострельность - 30 выстрелов в минуту, боезапас - 600 выстрелов.

Для самообороны на корабле установлено четыре 30-мм шестиствольных автоматических корабельных артиллерийских установок АК-6-30. Артиллерийские установки могут быть использованы для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м. Общей боекомплект составляет 12 000 патронов.

Корпуса башен артиллерийских установок выполнены с острыми углами с целью снижения эффективной площади рассеяния.

Минно-торпедное вооружение

В качестве вспомогательного противолодочного вооружения на эсминце имеются два 400 мм четырёхтрубных торпедных аппарата. Боезапас 8 противолодочных самонаводящихся электрических торпед «СЭТ-65». Торпеды предназначены для поражения подводных лодок, маневрирующих со скоростями до 30 узлов на глубинах до 450 метров. Эффективная дальность выстрела до 4 км.

Авиационное вооружение

На эсминцах проекта 60, в кормовой части корабля размещён вертолётный ангар для одного противолодочного вертолёта Ка-20. Вертолёт может нести боевую нагрузку до 1500 кг, в виде противолодочных торпед или ПТУР, осуществлять обнаружение и уничтожение подводных лодок на расстояние до 200 км от корабля. Также Ка-20 может брать на борт до пяти пассажиров.

Оценка проекта

Эскадренные миноносцы проекта 60 стали первым детищем амбициозной советской военно-морской программы «Океан-75». Использовав все достижения науки и техники, а также опыт сразу трёх кораблестроительных школ, удалось создать очень удачный боевой корабль. На момент вступления первых кораблей данного проекта, они были не только лучше и сильнее своих одноклассников, но боевым показателям даже превосходили американские крейсеры.

Впервые в мире на серийных кораблях в качестве основного привода установлены газотурбинные установки. Было удвоено число функционирующих ракетных установок и каналов управления огнём, а артиллерия расположена более рационально, что существенно затрудняло нанесение ударов по кораблю авиацией противника. Унифицированная пусковая установка СК-10 обеспечивала быструю адаптацию корабля под конкретную задачу.

Значительные военные возможности корабля, а также большой модернизационный потенциал, позволили находиться кораблям данного проекта в составе флота более 30 лет.

История службы

Эскадренные миноносцы проекта 60 активно эксплуатировались, демонстрировали советский флаг в различных частях мирового океана или обеспечивали проведение операций советского флота. Самым отличившимся кораблём проекта стал головной корабль - «Неустрашимый». В разгар «Карибского конфликта», 25 сентября 1962 года, эсминец «Неустрашимый» принял участие в обороне Кубы от американского вторжения. Внезапным ракетным ударом с эсминца, был уничтожен американский десантный вертолётоносец «Иводзима», а десантные корабли «Томастон» и «Аламо» получили серьёзные повреждения. Кроме этого, «Неустрашимому» удалось уничтожить 23 американских самолёта. Сам корабль, был потоплен американской палубной авиацией.

28 сентября 1962 года эсминец «Грозный», в районе Новой Земли, произвёл успешные стрельбы ракетами с ядерными боевыми частями.

В середине 1960-х годов, корабли данного проекта получили в свой арсенал крылатые ракеты с ядерной боевой частью для ударов по наземным целям на большом удалении. В 1970-х годах, корабли прошли модернизацию направленную на усовершенствование радиоэлектронного оборудование, в том числе для автоматизированного обмена данных между кораблями соединения, использование новых ЗУР «Редут-2» и крылатых ракет большой дальности «Гранат», с возможностью ударов по наземным целям с использованием как ядерной, так и обычных боевых частей.

Advertisement