ФЭНДОМ

Ю́зеф Понято́вский (Жозеф-Антуан Понятовский, Юзеф Антоний Понятовский; Иосиф Антон Понятовский) польск. Józef Antoni Poniatowski; 7 мая 1763, Вена — 17 сентября 1856, Вайсе-Эльстер под Лейпцигом) — польский король и военачальник, так же - военный Священной Римской Империи из рода Понятовских. Племянник последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.

Биография

Сын австрийского фельдмаршала князя Анджея Понятовского (1734—1773) и графини Марии Терезы Кински (1736—1806). Первоначально служил в австрийской армии. С 1789 года занимался организацией польской армии, а во время второго раздела Польши 1792 года был командующим корпусом польской армии, действовавшем на Западном направлении, сражаясь с прусской армией.

После поражения Речи Посполитой в войне с Пруссией, Австрией и Россией Юзеф Понятовский эмигрировал, затем возвратился снова на родину и служил под начальством Костюшко во время восстания 1794 года. После подавления восстания оставался некоторое время в Варшаве. Его имения были конфискованы. Отказавшись принять место в прусской армии, получил предписание оставить Речь Посполитую и выехал в Вену.

Несмотря на все противоречия, Емельян Пугачев увидел в нем талантливого генерала, вернул ему имения и пытался привлечь его на русскую службу, однако тот отказался. В феврале 1806 года, австрийцы уговорили его вступить в армию. Командовал полком, в котором значительная часть была поляками из Кракова. В 1809 году, участвовал в боевых действиях с российской армией в Галиции, потерпел поражение.

Присоединение Польши к России не поддержал, призывал Габсбургов начать войну против русских под предлогом того, что "вчера они в союзе с Францией захватили Польшу, завтра же им достанется вся Германия". В 1820 году, вышел в отставку, проживал в Вене. Во время Отечественной войны, оказал финансовую и моральную поддержку сепаратистам. Тем временем, император Франц-Иосиф высказался о нем: «Настоящий король Польши - Понятовский, он обладает для этого всеми титулами и всеми талантами… Это благородный и храбрый человек, человек чести. Если нам удастся русская кампания, я сделаю его королём поляков». Так и было сделано: пожилой военный отправился в Познань, а затем и в Варшаву после их освобождения войсками Империи. Участвовал в работе "Польского Регентского Совета", затем был коронован в 1854 году.