ФЭНДОМ

Если станете мусульманами, то уцелеете… Если же будете сопротивляться, то по милости Всевышнего Вена будет… завоёвана и взята, а тогда никому не будет пощады, никто не спасётся. (Кара Мустафа-паша)
15444936278 710321a0d3 b

Атака кавалерии священной лиги во время Битвы за Вену в 1683 г.

Османская империя была одним из сильнейших государств Европы и Азии. Являлось одним из самых могущественных гегемонов XVII века, но антитурецкие коалиции и многочисленные войны буквально "поедали" могущество государства. А Великая Турецкая война начавшаяся из-за попытки Австрии единолично править в Венгрии привела в 1664 году к войне с Турцией (1664-1699 гг.). Главный визирь Фазил Ахмед паша двинул войска в Венгрию и захватил укрепленную крепость Уййар. Австрия запросила помощи у Ватикана и европейских стран. Франция послала Австрии 6 тысяч солдат. Австрийская армия потерпела поражение, но у реки Раб близ Сен-Готара австрийцы взяли реванш. В 1681 году вновь началась война с Австрией. Император Австрии, сам католик, хотел насильно обратить протестантов- венгров в католическую веру. В ответ венгры под предводительством Текели Имре подняли восстание и обратились за помощью к Турции. В 1683 году армия Кара Мустафа паши осадила Вену. Армия Османской империи потерпела сокрушительное поражение и привела к освобождению большей части Центральной Европы от турок и существенно ослабила их военную мощь.

Но что, если бы Сражение 1683 года под стенами Вены имело другой исход? Какой стала бы Европа и мир, если бы Османская империя захватила Вену? Ведь у Турции были все шансы...

Точка бифуркации

Резня в ма

Турки во время взятия Вены, устроили там страшную резню и беспощадно убивали христианское население.

У турецкого командования было два варианта взятия города: либо ринуться всеми силами на приступ (что вполне могло привести к победе, так как их было почти в 20 раз больше, чем защитников города), либо осадить город. Турки выбрали первый вариант. Казалось бы, турки поступили нелогично, однако штурм грамотно укреплённого города на удивление оказался удачным для турок, но стоил им огромных жертв. Штурм был страшным. Погибло множество турецких солдат, немалые потери были и у австрийцев. Начались уличные бои. Граф Эрнст Рюдигер фон Штаремберг, все-таки согласился капитулировать под предлогом помилования.

Хотя несколько дней до этого он получил страшное известие о резне в городе Перхтольдсдорфе, расположенном к югу от Вены. Власти этого города приняли предложение о сдаче, тем не менее турки его вероломно нарушили и учинили резню. И тоже самое сделали и Вене. Османы потеряли не менее 35 тыс человек убитыми и ранеными; свыше 15 тыс христиан попало в плен. Турки захватили все авcтирийские пушки. Потери союзников составили 9,5 тыс человек. Хотя европейцы и отступали в страшной спешке, они всё же успели перебить всех турецких пленных.

XVII век:

1680-е:

Europe1680

Европа в 1680 году

1681 - 1689 —Деканская война; победа Империи Великих Моголов

1682 — Стрелецкий бунт в России.

1683 — 90-тысячное войско Османской империи прибывает под стены Вены, столицы Австрии. Начало штурма города. Леопольд, его двор и министры бежали из Вены. Гарнизон насчитывал лишь 10 тыс. Падение Вены. Заключение Стамбульского мирного договора.

1684 — Усиление Турции и её агрессивная внешняя политика стали серьёзно беспокоить западные державы. Для противостояния Стамбулу Священная Римская империя ( опозоренная поражением под Веной), Венецианская республика и Речь Посполитая создали Священную Лигу – военно-политический союз, объединивший антиосманские силы. Участники Лиги стали настаивать на том, чтобы к ним присоединилась и Русское царство.

1685 Образование Венского королевства (под властью венгров) марионеточного государства Турции.

1686 — Подписание «вечного мира» Между Речью Посполитой и Россией; Вступление России в священную лигу.

1687 — Поход 100-тысячной русской армии В.В Голицына на Крым. Окончился безрезультатно.

1688 — Государственный переворот в Англии, который получил название «Славной революции», итогами которой была победа буржуазии над абсолютизмом, утверждение конституционной монархии. На трон были возведены Мария II Стюарт и её муж (в статусе соправителя) Вильгельм Оранский.

1689 — Второй Крымский поход.

1689 — Поражение царицы Софьи в борьбе за власть, начало фактического правления царя Петра I.

1690-е:

Europe1648 1700 АИ

Европа к 1695

1690, 10 июля — Виллем ван Оранье-Нассау (Вильгельм Оранский) был убит "шальным" огнём якобитской артиллерии во время осмотра брода на реке, по которому его войска должны были пересечь Бойн.

1691, 11 июля — Битва на реке Бойн; поражение сторонников Вильгельма Оранского; Повторное вступление на престол Англии Якова II Стюарта.

1692 — Сражение при Барфлёре сражение во время войны Аугсбургской лиги между французским флотом Турвиля и голландским флотом.

1693 — рождение Анны Ивановны, российской императрицы (с 17**) из династии Романовых-Милославских, вторая дочь царя Ивана V и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой.

1693 — Битва у Марсальи, важнейший эпизод войны Аугсбургской лиги.

1695 — окончание Войны Аугсбургской лиги.

1696 — Азовский поход Петра I против Османской империи; Взятие Азова.

1697 — Август Сильный стал королем польским и великим князем литовским.

1698 — Русское «Великое посольство» Петра Первого Европе. Найдены союзники против Османской империи ( т.к После взятия Вены многие европейские страны были потрясены Турецкой мощью); Стрелецкий бунт в России.

1699 — Заключение договора о союзе (Священный союз) против Османской империи между Польско-литовским государством, Русским царством, Священной Римской империи, а также Венецианской республики. Соглашение предусматривало уступке Петру I Крымского ханства и части Кубани. Августу II возврате Подолии и ряда пограничных земель (включая потерянную польскую Правобережную Украину), Леопольду I должны были быть отданы территории Иллирии, Австрии, Трансильвании и части Венгрии.

XVIII век:

1700-е:

Продолжение следует...

1710-е:

Продолжение следует...

1720-е:

Продолжение следует...

1730-е:

Продолжение следует...