ФЭНДОМ

Изучая историю Пиренейского полуострова, не трудно заметить, что сложилась она весьма неудачно - сперва анархическое вестготское правление, а затем - арабское завоевание, приведшее к раздробленности региона - ввиду того, что центров сопротивления мусульманам было несколько (королевство Астурия, Наварра, Арагон, франкская Барселона), в дальнейшем и политических общностей в Иберии сложилось несколько (кастильцы, португальцы, арагонцы, каталонцы). Могла ли история полуострова пойти по иному пути?..

Вступление

Iberia 700

Королевство вестготов

Вестготское королевство VI-VII веков было обширным государством, занимавшим весь Пиренейский полуостров и юго-восток Галлии - Септиманию - но, вместе с тем, страдало от частых междоусобиц и переворотов, вызванных отсутствием устойчивой династической традиции после гибели в 531 году на войне с франками последнего короля из древнего рода Балтов - Амалариха, так как его жена, франкская принцесса Хлодехильда, не принесла мужу наследника - их супружеская жизнь не сложилась. Но что было бы, окажись правление (и брак) короля Амалариха успешнее?..

Правление Балтов

В 526 году скончался король остготов Теодорих Великий, пятнадцать лет выполнявший роль регента при юном Амаларихе, который приходился ему внуком. Государство остготов ослабело, в нем начались внутренние неурядицы, и Амаларих решил пойти на сближение с франкскими королями из рода Меровингов, взяв в жены Хлодехильду; та вскоре родила ему сына Теодориха. Под влиянием жены Амаларих взял курс на терпимую политику по отношению к романоязычному большинству иберийцев, исповедующему Никейский символ веры, несмотря на арианский фанатизм вестготской верхушки. Кроме того, с целью укрепить свою власть на Пиренейском полуострове Амаларих перенес столицу из септиманской Нарбонны в Толедо, чтобы подчинить полунезависимые романоязычные города южной Иберии (Бетика), де-факто неподвластные вестготам.

Веротерпимая политика Амалариха вызвала недовольство вестготской знати, и в 531 году вспыхнул мятеж, который был подавлен лишь с помощью Хильдеберта, одного из франкских королей, ценой уступок в Галлии. Остаток правления Амаларих провел, подавляя восстания своих противников. В 546 году он умер в разгар Юстиниановой чумы, и на трон взошел его сын Теодорих III, продолживший политический курс отца терпимости по отношению к романоязычному населению и кафолической вере, правление которого длилось до 578 года. РИ-вторжения византийцев не произошло - антиправительственного восстания в Бетике по вышеуказанным причинам просто не случилось, вследствие чего Юстиниан, и так ведший тяжелые войны по всему Средиземноморью - с персами, с аварами, с лангобардами, с маврами - не решился вторгаться на Пиренейский полуостров.

Правление Теодориха также ознаменовалось успешным завоеванием расположенной на северо-западе Пиренеев державы свевов - в условиях отсутствия угрозы со стороны Византии смогли сломить сопротивление своих соседей даже раньше РИ. После смерти короля вспыхнула война за трон между его сыновьями. Один из них, Эйрих, сделал ставку на романоязычное население, тем более что за время правления его отца и деда многие вестготские аристократы породнились с иберо-римлянами. Истребив братьев, Эйрих II насадил в Вестготском королевстве Никейский символ веры в качестве государственной религии. Это способствовало дальнейшему сращиванию вестготской и иберо-римской знати в единое целое и укреплению могущества королевской власти.

Правление вышеупомянутых королей осталось в памяти потомков "золотым веком" Иберийского государства вестготов, но их преемники уже не обладали особыми политическими талантами. Это в сочетании с ирано-византийской войной 602-628 годов и последовавшими за ними арабскими завоеваниями, обрушившими средиземноморскую торговлю, привело к упадку экономики Вестготского королевства, и без того страдавшего от идущего с VI века похолодания, способствовавшего превращению внутренних районов королевства в засушливые степи. Власть из рук королей постепенно переходит к графу патримониума - управляющему королевским доменом, обычно назначаемому из числа герцогов Бетики, наиболее богатой области страны.

Некоторые из них - например, герцог Реккаред, получивший за одержанную над вторгшимся в Испанию в 711 году мусульманским авантюристом Тариком ибн Зиадом прозвище "Матамарос", "мавробойца" - преуспевали как правители, но в целом наблюдалась тенденция к ослаблению государственной власти, тем более что арабы, не сумев захватить королевство, перешли к планомерному разорению его наиболее развитых земель (южного и восточного побережья, то есть Бетики и Тарраконы), основывая разбойничьи базы на побережье полуострова. Уже к концу VIII века в Иберии воцарилась феодальная анархия, а страна стала беззащитной перед сарацинами.

Приход франков

В 777 году знать северной Иберии, недовольная бездарным правлением графа патримониума Родерика, призвала в страну короля Карла Великого. Стремительным маршем вторгшись на полуостров, он овладел с помощью союзников Сарагосой, после чего двинулся на Толедо. Родерик погиб, вестготский король Теодорих V сдался франкам. На подавление остатков вестготского сопротивления ушло несколько лет. Номинальным королем стал малолетний сын Карла Людовик, будущий император Людовик Благочестивый, хотя реальную власть от его имени осуществлял, разумеется, отец. Хотя многие аристократы были недовольны франкским владычеством, их приход позволил, тем не менее, установить в стране относительный порядок.