Альтернативная История
Advertisement
Альтернативная История
Воздвижение падрана.jpg
Оружие и рыцарей отважных,
Что, рассекая волны океана,
Отринув жизни суетной соблазны,
Проплыли морем дальше Тапробаны.
Цвет нации великой и бесстрашной,
Что средь племен неведомых и странных
Могучую державу основала
И тем себе бессмертие снискала,

И королей, достойных вечной славы,
Сражавшихся за истинную веру,
Отстаивавших честь родной державы,
Расширивших империи пределы,
Героями считавшихся по праву,
Явивших миру мужества примеры,
Я воспою, коль хватит мне уменья
И музы мне дадут благословенье.

Луиш де Комоэнс, «Лузиады»

Во первых строках нового мира хочу выразить свою глубочайшую признательность своему коллеге и соавтору Дилонгу – с его помощью и советами идея из серии «а что если бы…» обрела внятную развилку и смогла развиться во что-то серьёзное. Кроме того, весомую поддержку в некоторых очень специфичных областях оказал коллега Оттокар, которому я очень благодарен.

Развилка

Брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, заключённый в 1469 году, положил начало династической унии двух королевств, из которой впоследствии родилась Испания - одна из крупнейших империй в истории. Однако ещё незадолго до Вальядолидской свадьбы будущее государств Пиренейского полуострова не было определено, а несколько брачных союзов сблизили королевские семьи Кастилии и Португалии.

Примем, что в силу житейских обстоятельств женщина, ставшая в нашей истории Изабеллой Католичкой, скончалась вскоре после рождения, а её младший брат Альфонс умер в возрасте трёх лет. Примем также, что единственная внучка Хуана II также была выдана за португальского принца, что привело к последствиям поистине судьбоносным для Европы и всего мира.

Таймлайн

1450-е

22 апреля 1451 – Изабелла Португальская, супруга короля Кастилии и Леона Хуана II разрешилась от бремени мертворождённой девочкой. Несмотря на сложные роды, королева выжила и спустя два года родила Хуану ещё одного сына, инфанта Альфонса, скончавшегося в возрасте трёх лет.

1453 – папой Римским Николаем V аннулирован брак между инфантом Энрике, сыном Хуана II Кастильского и его первой супруги Марии Арагонской, и королевой Наварры Бланкой II. Предлогом послужило влияние на Энрике «колдовских сил», помешавших ему в течение 13 лет консумировать брак.

21 июля 1454 – смерть Хуана II Кастильского, восшествие на престол принца Астурийского под именем Энрике IV.

1455 – Энрике IV вторично женился на сестре португальского короля Афонсу V Жуане.

1460-е

1462 - основаны первые форпосты на островах Зеленого мыса.

26 февраля 1462 – после 6 лет брака Жуана Португальская разрешилась от бремени девочкой, получившей имя Хуаны.

1470-е

1471 - Начало захвата португальцами портов Северного Марокко (Танжер, Азила, Могадор и прочие).

1475 – свадьба королевы Хуаны Кастильской и принца Жуана Португальского.

1474-1477 – Бургундские войны.

5 января 1477 – битва при Нанси, поражение бургундского войска, гибель Карла Смелого.

1478 – присоединение Новгородской республики к Великому княжеству Московскому.

1480-е

8 октября — 28 октября 1480 – стояние на реке Угре.

28 августа 1481 – смерть короля Португалии Афонсу V и вступление на престол его сына Жуана II (король Кастилии и Леона как Хуан III с 1480).

1482 - Открытие реки Конго; основание форта Элмина на Золотом берегу.

1483 – португальские кортесы признали Хуану Кастильскую в качестве королевы-соправительницы своего супруга Жуана II и III. Фактическое образование Испанского королевства.

1484 - Португальцы достигают берегов Анголы.

22 августа 1485 - битва при Босуорте, гибель Ричарда III. Начало правления в Англии династии Тюдоров.

1487 - Путешествие Педру ди Ковильяна в Индию и Эфиопию, получение португальцами первых сведений о территориях вокруг Индийского океана.

1482-1492 – Гранадская война между Кастилией-Леоном и Португалией с одной стороны и Гранадским эмиратом с другой. Завершилась падением последнего мусульманского государства в Западной Европе, что ознаменовало завершение Реконкисты.

1487-1488 – экспедиция Бартоломеу Диаша вдоль африканского побережья, увенчавшаяся открытием крайней южной точки материка – мыса Бурь.

1490-е

1491 - правитель Конго Нзинга а Куву принял католицизм.

1494 – изгнание Медичи из Флоренции.

1494-1516Итальянские войны.

22 октября 1494 – 25 января 1497 – Первая Итальянская война, спровоцированная претензиями французского короля Карла VIII на неаполитанскую корону и завершившаяся поражением Франции.

1495 – Вормсский рейхстаг, утвердивший Имперскую реформу Максимилиана I.

1497 - Первая экспедиция Васко да Гамы, появление португальцев в водах Индийского океана; открытие Сейшельских и Маскаренских островов.

12 августа 1499 – 22 января 1502 – Вторая Итальянская война, спровоцированная претензиями французского короля Людовика XII на Миланское герцогство и неаполитанскую корону.

1500-е

8 апреля 1500 – захват в плен Лодовико Сфорца, присоединение Миланского герцогства к владениям династии Валуа.

24 апреля 1500 – открытие экспедицией Педру Кабрала Нового Света, начало исследования и освоения нового континента, получившего имя Бразилия.

1500 - Захват испанцами занзибарского города Малинди; открытие Мадагаскара.

26 июня 1501 – победа сторонников дома де Фуа в гражданской войне в Наварре; Гастон де Фуа провозглашён королём Наварры Гастоном I.

1502 - Себастьен Кабо открыл континент Утремер.

октябрь 1503 – Блуасский договор между Францией, Священной Римской империей и Бургундией, начало формирования антивенецианского альянса.

1502-1503 - Разгром испанцами султаната Килва.

29 марта – 30 сентября 1504 – Третья Итальянская война, спровоцированная усилением влияния Венецианской республики и завершившаяся её полным разгромом.

1505 – Захват прочих городов Занзибара (Софала, Могадишо, Килва).

17 апреля 1505 – Римский договор, урегулировавший судьбу неаполитанского наследства: корона Неаполя передана королю Арагона Фердинанду II. Формальное окончание Итальянских войн.

25 мая 1505 – Захват арагонской армией города Оран на северо-западном побережье Африки.

1505-1507 - Второе путешествие Себастьена Кабо.

1506 - Основание французской колонии на острове Куба.

1509-1511 - Третье путешествие Себастьена Кабо.

1510-е

1510 - Взятие испанцами Гоа.

1511 - Экспедиция Родриго де Бастидаса в Бразилию; взятие испанцами Малакки.

1513 - Вторая экспедиция Кабрала, основание испанской колонии Бразилия.

1515 - Взятие Ормуза испанцами.

1517 - Экспедиция Гонсало Коэлью в архипелаг Луизиана; взятие испанцами Адена.

Октябрь 1517 - монах августинского ордена Мартин Лютер прибивает к дверям Замковой церкви Виттенберга 95 тезисов против продажи индульгенций.

1518 - Открытие Фернанду Магальяиншем реки Парана; исследование полуострова Новая Бретань.

7 апреля 1519 – 5 сентября 1521 - Тосканская война, вызванная венецианским реваншизмом и стремлением папы Льва Х (Джованни Медичи) восстановить власть своего дома во Флоренции.

1 ноября 1519 - капитуляция Флорентийской республики перед папско-арагонской армией; реставрация власти дома Медичи во Флоренции.

1520-е

11-13 ноября 1520 - восстание флорентийцев против власти Медичи: арест членов семьи, сдача города французской армии.

10 декабря 1520 - Мартин Лютер публично сжёг папскую буллу, осуждающую его учение, перед воротами Виттенберга; разрыв Лютера с Римом, начало Реформации.

20 июня 1521 - гонфалоньер Церкви Джованни де Медичи входит в оставленную французами Флоренцию, вторая реставрация дома Медичи.

1523 - Начало постоянных испанских пиратских рейдов в Красном море.

1525 - Начало экспедиции Гарсии и Бальбоа в Перу.

1527 - Вторжение конкистадоров Гарсии и Бальбоа в Перу, победа при Кочабамбе и переход к завоевателям претендента Атауальпы.

1528 - Битва при Кито, разгром войска императора Уаскара; установление единоличной власти Бальбоа; назначение Джованни Вераццано правителем Утремера.

1530-е

1531 - Экспедиция Эрнана Кортеса в Перу, разгром и гибель Бальбоа.

1532 - Основание Османской империей флота на Красном море.

1534 - Осада и взятие испанцами пиратской цитадели Тетуан; открытие Жаком Флери полуострова Юкатан.

1536 - Экспедиция Жака Картье, завоевание Мешики.

1537 - Эрнан Кортес назначен на должность вице-короля Перу.

1538 - Битва при Тетуане, превращение султаната Ваттасидов в вассала испанской короны; взятие турками Адена без боя.

1539 - Жак Картье назначен вице-королем Мешики.

1540-е

1540 - Основание крепости Лоренсу-Маркиш в Мозамбике.

1541 - Битва при Зэнтере, эфиопско-испанские войска разгромили войско султаната Адаль, чей предводитель Ахмед Грань погиб; основание Лимы.

1542-1544 - Основание Жаном Робервалем французских колоний на полуострове Истм.

1544 - Взятие города Фес войсками Саадитов, правителей Марракеша, последующая битва за Фес между Саадитами и испанцами. Победа испанцев; основание колонии на озере Маракайбо.

1546 - Завоевание испанцами племен чибча к северу от Перу.

1547 - Создание вице-королевства Фес на территории бывшего султаната Ваттасидов; смерть Эрнана Кортеса; экспедиция Жака Картье на полуостров Флегетон.

1550-е

1551 - Основание города Вальядолид.

1552 - Битвы за Маскат и Ормуз, взятие турками Маската.

1553 - Битва при мысе Мусандам, разгром турецкого флота.

1554 - Испанцы вернули Маскат.

1555 - Основание испанцами вице-королевства Санта-Круз; договор между Францией и Испанией в Памплоне по разделу мира; назначение Гаспара Колиньи вице-королем Мешики.

1560-е

1562 - Экспедиция Габриэля Монтгомери по реке Миссисипи.

1565 - Битва при Азаморе, разгром армии Саадитов. Султанаты Марракеш и Тафилальт признали себя вассалами испанской короны.

1566-1568 - Испано-турецкая война, закончилась довоенным статусом.

1567 - Открытие Франсуа де Лану островов Генриады.

1568 - Основание столицы Генриад, Фор-Лаваля.

1570-е

1571 - Разгром племен яга, разоривших королевство Конго, испанскими войсками; отмена королем привилегий Месты.

1572 - Французская экспедиция по изучению северного Утремера вплоть до острова Нантакет; вторая экспедиция Франсуа де Лану на Генриады.

1575 - Основание крепости Луанда.

1580-е

1588 - Первое посольство Франции в империи Мин. Неудачные переговоры.

1600-е

1601 - Объединение султанатом Матарам острова Ява.

1609 - Падишах моголов Джахангир даровал право торговли голландцам.

1610-е

1610 - Взятие эфиопами Массауа при поддержке испанского флота.

1615 - Падишах Джахангир даровал право торговли Англии.

1617 - Взятие испанцами порта Тринкомали.

1619 - Война между испанцами и султанатом Матарам.

1620-е

1622 - Падение Ормуза; захват испанцами юго-запада Шри-Ланки.

1625 - Неудачная осада Малакки султаном Ачеха.

1630-е

1632 - Осада моголами испанского порта Хугли, падение последней и уничтожение.

1636 - Смерть султана Искандара Муда, величайшего султана Ачех.

Advertisement