ФЭНДОМ

Simeon

Симеон Великий - царь болгар и ромеев

В начале 10 века Болгарией правил царь Симеон Великий. С его именем связан т.н. Золотой век Болгарии. Также у него были планы создать единую и могущественную Болгаро-Византийскую империю с центром в Константинополе. Но этим планам не суждено было осуществиться.

Давайте подумаем, что бы было, если бы Симеону всё-таки удалось получить власть над Византией. Помогло бы ему то, что в 906 году у императора Льва Премудрого родился бы не мальчик, а девочка, которую назвали именем Феодора.

Смута в Византии

В 912 году Лев Премудрый как и в РИ скончался, так и не дождавшись вожделенного сына. Единовластным императором стал младший брат Льва Александр.

Как и в РИ, Александр процарствовал лишь год, успев совершить 2 деяния, оказавших огромное влияние на ход событий в РИ, но еще большее - в этой АИ. Первое - вернул Николая Мистика на патриарший престол, второе - поссорился с Болгарией, оказавшись от обещанных Львом денежных выплат. Симеон Великий естественно обиделся и двинул армию на Константинополь.

В июне 913 года василевс Александр (в данной АИ – последний представитель мужской линии Македонской династии) скончался.

В РИ синклитики образовали при малолетнем Константине Багрянородном регентский совет, главой которого был избран патриарх Николай Мистик. Однако патриарх, еще не зная о том что его изберут регентом, послал письмо к стратегу Константину Дуке (сын разгромленного при Льве мятежника Андроника Дуки) с предложением войти в столицу и захватить власть. В РИ народ Константинополя восстал в защиту прав малолетнего Константина Багрянородного, и Дука был убит на Ипподроме. Здесь же, за отсутствием наследника Македонской династии, Константин Дука при поддержке патриарха был провозглашен императором Константином VII.

Однако стратеги восточных фем обиделись что их не просили, и отказались признавать не имевшего значительных заслуг Константина. Провозглашенный ими императором блестящий победитель арабов, доместик востока Лев Фока двинул войска восточных фем на Константинополь.

В этот момент с севера к стене Феодосия подошел Симеон Великий с огромной болгарской армией.

Патриарх Николай Мистик как и в РИ вышел в его лагерь, увенчал его царским венцом, обещал признание титула василевса, ежегодную дань, уступку нескольких черноморских портов - за спасение от мятежника Льва Фоки. Симеон, ухмыляясь в бороду, согласился.

Итак, Лев Фока переправляется через Дарданеллы. Сражение, данное Симеоном, не отличается от реальной битвы при Ахелое – те же армии и те же командующие. Фока наголову разбит. Симеон, загрузив обоз полученной данью, собирается восвояси, оставив Константину VII ограниченный контингент, который корабли императорского флота переправляют в Азию добивать мятежников…. И в этот момент Симеон разворачивает армию и вновь подступает к Константинополю.

Патриарх Николай Мистик снова отправляется в лагерь Симеона. На обличения в клятвопреступлении болгарский царь, выросший и воспитанный в Константинополе, лишь улыбается. Да, соглашается он, штурмом Константинополь без флота взять невозможно. Да, избавившись сейчас от неудачника Константина Дуки и признав Льва Фоку императором, вы возможно сможете справится с моим войском в Азии, но это будет стоить немалых потерь, а армия Халифата, возглавляемая прославленным тюркским полководцем Мунисом, не будет ждать. И раз Дуке все одно не усидеть на троне – почему Фока? Выдайте порфирородную Феодору за моего сына Михаила и примите его василевсом. Были же Лев Исавр, Лев Армянин – будет Михаил Болгарин. Поскольку мой сын еще подросток, империи понадобится регент – и кто лучше столь премудрого и многоопытного мужа как патриарх Николай, справится с этим делом? А подумай, святейший, какая слава ожидает в веках тебя, соединившего две великих православных державы и прекратившего их вековую вражду….

Много еще слов было сказано, но как бы то ни было, в осажденном болгарами Константинополе в ближайшие дни произошел дворцовый переворот, новоиспеченный василевс Константин VII Дука был свергнут, а державной императрицей провозглашена семилетняя девочка – Феодора Порфирородная, регентом же – патриарх Николай Мистик, для поддержки которого в Город невестимо как вступила болгарская царская дружина. Народ, который и без того не любил Константина и испытывал приверженность к Македонской династии, был успокоен пламенной проповедью патриарха на Ипподроме о братстве православных, а синклит предложил избрать императрице супруга (хотя разумеется фактическое вступление в супружество откладывалось до достижения василиссой 13 лет).

И отрок Михаил, сын Симеона, был коронован в Святой Софии, войдя в историю как император Михаил IV Болгарин. В этом мире ему повезло куда более чем в РИ (где он был лишен отцом наследства и заточен в монастырь, по смерти Симеона сбросил рясу и в 930 году поднял против брата Петра мятеж, поддержанный Византией, но «внезапно» умер).

Симеон же, получивший титул василеопатора, обязался охранять трон сына, тут же «в приданое» вернув Империи ранее завоеванные земли в Македонии и Албании и отказавшись от дани.

Двуединая империя

Оставалось справится с азиатскими мятежниками. Симеон переправился с армией в Азию и вторично разгромил Льва Фоку (как и в РИ после Ахелоя вторично разбил его при Катасиртах). Меж тем Мунис начал масштабный набег на Каппадокию и Симеон предложил стратегам восточных фем двинуть свою армию против арабов, если его сына признают императором. В итоге в начале 914 года вся Империя признала Михаила и Феодору.

В начале 914 года византийско-болгарская армия во главе с Симеоном Великим (который как василеопатор получил верховное командование) вышла на Ефрат и при Самосате нанесла поражение арабо-тюркской армии эмира-аль-умара Багдадского халифата Муниса. Поражение было не таким уж сокрушительным, но имело катастрофические для халифата последствия. Ибо как раз в этом 914 году (когда в РИ Византия и Болгария воевали друг с другом), первый Фатимидский халиф Убейдаллах двинул свои берберийские полчища на Египет и взял Александрию. В РИ армия Фатимидов была отброшена Мунисом (и захватить Египет Фатимидам удалось лишь в 969 году), но в данной АИ войска Муниса, уже обескровленные битвами с Симеоном, потерпели разгром и в Египте. Восстания карматов в это время и без того полыхали по Сирии и Аравии, и в ситуации когда Фатимиды овладели Египтом – их армия мгновенно пополнилась ордами бедуинов Сирии и Аравии.

Начался коллапс Абассидского халифата, меж тем как Симеон беспрепятственно занимал Киликию и Комагену, а армянский царь Ашот Железный при поддержке византийских войск очищал от арабских гарнизонов долину Аракса и давил мятежных Васпураканских Арцруни.

В этой ситуации халиф Багдада Муктадир слезно попросил Империю о помощи, и получил согласие – стремительный рост могущества Фатимидов напугал самих византийцев. Муктадир подписал договор, согласно которому уступал империи Киликию и Комагену по Ефрат, а так же Западную Сирию (где впрочем византийцам удалось реально занять лишь Антиохию – все что южнее было захвачено Фатимидами) и остров Кипр. А так же Армению и Иверию, которые становились вассалами Империи. В обмен Симеон спас трон халифа, остановив армии Фатимидов в грандиозной битве при Алеппо. Между Константинополем и Багдадом был заключен прочный союз.

В результате этих невиданных успехов на востоке популярность Симеона в византийском обществе взлетела до небес – все слои оного общества решили что Симеон достоин ромейского трона и вообще избранник Божий. И сами же военачальники восточной границы в Антиохии провозгласили Симеона императором ромеев и соправителем сына.

212121

Болгароромейская империя и её вассалы на момент смерти Симеона Великого

Болгарские боляре и кметы вернулись домой, звеня награбленным в сирийских городах золотом и славя царя. Меж тем царь в следующие годы подготовил и осуществил экспедицию на Крит, сокрушив пиратское гнездо и вернув остров Империи. В то же время фронт с Фатимидами в Сирии стабилизировался, и в следующие годы Симеон перенес экспансию на запад, двинувшись туда с армиями болгар и ромеев. Перейдя Саву, Симеон вторгся в Паннонию и наголову разгромил венгров, осмелившихся нападать на Болгарию. Венгерские вожди признали себя вассалами царя, обязались выставлять вспомогательное войско, Симеон же отнюдь не стал возражать против их дальнейших рейдов на запад. Вассалом Симеона вынужден был стать и король Хорватии Томислав.

Правление Михаила IV (I) Болгарина

  • 930 год - Симеон умерает. После его смерти Болгаро-Ромейская уния подверглась испытанию – третий сын Симеона, энергичный Иван, поднял мятеж и провозгласил себя царем. Но Михаил IV, опираясь на
    Hqdefau

    Иисус Христос, благословляющий Михаила IV. Около 930 года

    мощную провизантийскую партию, нанес брату поражение, а возобновившиеся набеги печенегов и венгров с севера заставили Ивана капитулировать. Михаил предоставил ему в удел Сербию, и следующие годы провел в Сирии, громя венгров и вторично покоряя Хорватию.
  • 931 год - Феодора рожает мальчика-наследника престола. Его называют Симеон, в честь дедушки.
  • 937 год - Идёт активный процесс экономической и культурной интеграции Болгарии и Византии. Тогда же халиф Фатимидов аль-Каим совершил поход в Византийскую Сирию, завершившийся неудачей, но не приведший к территориальным изменениям.
  • 942 год - в Венгрию отправлена религиозная миссия, целью которой являлось распространение восточного христианства (православия) среди венгров. Миссия оказалась не очень удачной, однако всё же оказала влияние на дальнейший выбор веры венграми.

Правление Симеона II

  • 953 год - Михаил IV умирает. Трон перешёл сыну Михаила - 22-х летнего Симеона.
  • 967 год - Фатимидский халиф аль-Муизз во главе 100-тысячного войска вторгается на территорию Болгароромейской империи. Начинается долгая и кровопролитная Болгаро-Фатимидская война.
  • 967-978 - идёт война.

Ccылки