ФЭНДОМ

Боснийская война закончилась полным провалом для Югославии и ликвидацией Республики Сербской как независимого государства. Но история могла пойти по совершенно другому маршруту...

Точка расхождения

В январе 1994 года сербская разведка узнает о Сараевском туннеле и его примерном местонахождении. Сербское командование дало приказ направить диверсионный отряд, который ликвидировал охрану туннеля и подорвал его изнутри. Тем самым Сараево оказалось окончательно отрезано от остального мира, туда перестало поступать продовольствие, оружие и солдаты, мирное население не могло эвакуироваться. Зная о состоянии полной блокады боснийцев, армия Республики Сербской организовало наступление на район Добрине, где находился вход в туннель, чтобы не дать возможности выкопать его снова. В боях за Добрине боснийцы постепенно теряли больше и больше людей и патронов и отступили, дабы остались силы для сдерживания сербских войск. Президент Боснии и Герцеговины Алия Изетбегович покидает осажденное Сараево через международный аэропорт под контролем международных сил. Через пару недель силы Республики Сербской начали новое наступление, которое дошло аж до Новиграда. Понимая невозможность дальнейшего сопротивления, город был сдан войскам Республики Сербской.

Последний этап Боснийской войны

Дабы окончательно склонить Боснию к миру, Республика Сербская начинает наступление на Тузлу. Дабы не допустить интеграции Сербской Краины в Югославию, хорватские войска начинают операции "Молния" и "Буря", ликвидировав Сербскую Краину к концу марта 1994 года. Одновременно хорватская армия ликвидирует республику Западная Босния и поддерживает наступление Хорватской Республики Герцег-Босна на позиции Боснии и Герцеговины.

СараЕво

Результат Вашингтонских соглашений

Естественно, окончательный раздел Боснии и Герцеговины не устраивал страны НАТО, поэтому под их давлением в Вашингтоне была проведена конференция между тремя сторонами конфликта. Официально целью конференции был поиск компромисса, чтобы сорвать потенциально длинную и жестокую осаду, подобно осаде Сараево, теперь уже боснийского города Тузла, а так же предотвратить этнические чистки. По результатам Вашингтонских соглашений прекращались боевые действия, признавалась независимость Хорватской Республики Герцег-Босна и Республики Сербской, последней отходило Сараево, Хорватия получала боснийскую Посавину в обмен на возвращении Боснии Неума - единственного выхода к морю. Столица Боснии и Герцеговины переносилась в Бихач, она становилась унитарным государством. Одновременно на территорию Сараево на шесть месяцев вводился контингент войск НАТО (IFOR) — 10 тысяч солдат, половина из которых — американцы. Осенью этого же года Хорватская Республика Герцег-Босна и Республика Сербская вошли в состав Хорватии и Югославии по результатам референдумов. Город Сараево обрел особый статус в составе федерации, но одновременно являлся столицей Республики Сербской.